ЭТИКА ПСИХОТЕРАПЕВТА

 
ЭТИКА ПСИХОТЕРАПЕВТА

Описание

Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. 
Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, В. Гюго, М. Бакунин и все те, кому еще приписывают эту мысль 


Вполне понятно, что психотерапия является достаточно специфической областью деятельности, что предполагает, в свою очередь, и существование особых этических норм. По этому поводу сломано много копий, и придумано много вариантов этических кодексов. По сути дела, каждое психотерапевтическое направление создает свою разновидность такого кодекса; серьезные различия существуют и между кодексами национальных ассоциаций психотерапевтов. 

Существуют принципы психотерапии, сформулированные Европейской ассоциацией психотерапевтов (ЕАР):

 «Принцип 1. Ответственность 
Главный принцип. Оказание психотерапевтических услуг должно проходить на высочайшем профессиональном уровне. Психотерапевты принимают на себя ответственность за возможные последствия своих действий и прилагают все усилия, чтобы гарантировать соответствующее применение своих услуг. (...) 

Принцип 2. Компетентность 
Главный принцип. Достижение высокого уровня компетентности - обязательство, принимаемое всеми психотерапевтами в интересах общества и профессии в целом. Психотерапевты осознают сферу своей компетентности и ограничения техник. Они оказывают только такие услуги и используют только такие техники, которые им позволяет использовать опыт и образование. В тех областях, где еще не существует общепризнанных стандартов, психотерапевты принимают меры предосторожности для защиты благополучия своих клиентов. Они сохраняют и преумножают существующие знания в области здравоохранения, науки и профессиональной деятельности, связанные с оказываемыми услугами. (...) 

Принцип 3. Моральные и юридические стандарты 
Главный принцип. Моральные и этические нормы поведения имеют для психотерапевтов такое же значение, как и для остальных людей, за исключением тех случаев, когда это может воспрепятствовать выполнению их профессиональных обязанностей или может уменьшить веру в психотерапию и психотерапевтов. Проявляя уважение к нормам профессиональной этики, психотерапевты восприимчивы к преобладанию общественных норм, а при возникновении конфликта профессиональной этики и общественной морали поступаются своими профессиональными нормами. Психотерапевты должны обходить возможное столкновение их общественного поведения со способностями коллег выполнять их профессиональные обязанности. (...) 

Принцип 4. Конфиденциальность 
Главный принцип. Первейшая обязанность психотерапевтов соблюдать конфиденциальность в процессе работы в качестве психотерапевта. Они передают профессиональную информацию другим только с согласия клиента или его официального представителя, за исключением особых обстоятельств, в которых утаивание этой информации может нанести вред клиенту или остальным людям. Психотерапевты извещают своих клиентов о юридических ограничениях конфиденциальности. Согласие лица на передачу личной информации другим должно быть письменно подтверждено. (...)

Принцип 5. Благополучие клиента 
Главный принцип. Психотерапевты уважают целостность и оберегают благополучие людей и групп, с которыми они работают. В случае возникновения конфликта между клиентами и работодателем психотерапевта, психотерапевты проясняют сущность своих прав и обязанностей всем сторонам. Психотерапевты подробно информируют всех клиентов о целях и сущности любой оценочной, терапевтической, образовательной и тренерской работы, и открыто признают, что клиенты, студенты, тренеры или испытуемые имеют свободу выбора отношения к своему участию. Принуждение людей прибегнуть к услугам психотерапевта или продолжать ими пользоваться считается неэтичным. (...)»

Не все вышеперечисленные принципы могут быть нам вполне ясны и не про все понятно, как конкретно их выполнять. Поэтому, учитывая то, что в нашей стране нет соответствующих правовых документов, оказалось возможным сформулировать некоторые принципы на основе многолетнего практического опыта самостоятельно:

Принцип контракта. Нам кажется необходимым сформулировать его следующим образом: все диагностические и терапевтические вер сии должны быть четко сформулированы и предъявлены клиенту; кроме того, столь же четко и открыто должен предъявляться клиенту смысл каждой предлагаемой ему в ходе терапевтической работы задачи. Основывается это условие на том, что клиент является равноправным участником процесса психотерапии, и психотерапевт не имеет права осуществлять какие-либо свои воздействия под предлогом их «полезности» или обещания «полезного» эффекта в будущем. В конце концов, никакие психотерапевтические техники и интервенции не являются медицинскими или магическими манипуляциями, гарантирующими непременный эффект независимо от участия клиента в их осмыслении.

Принцип конфиденциальности. Это - единственный принцип из приведенных выше, с которым мы готовы согласиться целиком, полностью и безоговорочно.

Принцип границ. Этот принцип, на наш взгляд, является очень значимым для грамотной терапевтической работы и звучит он следующим образом: психотерапевт обязан четко определять границы своих интересов и возможностей, отделять их от интересов и возможностей клиента и действовать, ориентируясь исключительно на последние. 

Сформулированный в таком своем наиболее общем виде, этот принцип регулирует взаимоотношения терапевта с клиентом сразу в нескольких сферах. Именно на нем, например, основано  понимание терапевтом границ своих возможностей в работе с предъявленным клиентом запросом и его личностной спецификой, что и заставляет терапевта при осознании недостаточности собственной профессиональной подготовки направлять клиента к своему более опытному коллеге, психиатру, невропатологу, мануальному терапевту, обращаться за супервизией и т.п. 

Кроме того, осознание границ собственных интересов и возможностей позволяет терапевту понимать разницу между своими впечатлениями о чувствах клиента и его реальными чувствами, осознавать собственные диагностические и терапевтические версии именно как версии, соблюдая при этом известный принцип «карта не есть территория».

Важно и то, что терапевт, который четко осознает границы собственных интересов, не станет добиваться привязанности клиентов «Подсаживать» его на зависимость от себя самого или от психотерапевтического процесса, ориентироваться на благодарность клиента или на выражение им каких-либо иных чувств.

Речь идет и о том, что психотерапевт имеет право прояснять с клиентом только те вопросы и осуществлять только те интервенции или взаимодействия, которые находятся в непосредственной связи с запросом клиента и поставленной психотерапевтом целью психотерапевтической работы с ним. Даже в том случае, когда жизнь клиента по каким- либо причинам (его профессиональных занятий, образа жизни, религиозных или иных воззрений, сексуальных пристрастий и пр.) оказывается исключительно значимой и интересной для психотерапевта, он не имеет права действовать исходя из собственных интересов - даже если такое действие не наносит вреда интересам клиента. 

Осознание собственных границ и границ клиента заставляет терапевта также воздерживаться от проявления каких бы то ни было своих этических, религиозных, национальных, сексуальных, философских и прочих предпочтений - и уж тем более от того, чтобы основывать на них стратегии и тактики своей профессиональной деятельности. Клиент имеет право как верить в Бога, так и быть атеистом, совершать действия, противоречащие нравственным воззрениям терапевта и принятым в обществе нормам, и вообще - не считать естественным и обязательным то, что представляется таковым терапевту. 

И наконец - соблюдающий принцип границ терапевт всегда сумеет увидеть ограничения предпочитаемого им подхода и метода психотерапии и не ставить свое стремление работать тем или иным способом выше интересов клиента. 

Принцип включенности. Речь идет о том, что в каждый конкретный момент сессии терапевт должен быть включенным в полноценный глубокий контакт с клиентом всей целостностью своей личности. Это означает, с одной стороны, необходимость высочайшей степени концентрации терапевта на всех происходящих во время сессии процессах, а с другой - готовность терапевта использовать в работе все имеющиеся в его распоряжении ресурсы - интеллектуальные, чувственные, энергетические, технические и пр. 

Принцип честности. Психотерапевт имеет право предлагать клиенту только те задачи для совместной работы и только такие способы действий, на которые способен сам. Этот принцип предполагает, на- пример, что курящий терапевт не может работать с никотиновой зависимостью у клиента - как и вообще терапевт, не способный справиться с какой-либо своей личностной проблемой, не должен работать с аналогичной проблемой у клиента.

Важно и то, что, если терапевт полагает открытость клиента необходимым условием эффективной работой, ему самому следует быть предельно открытым во всех своих проявлениях, не отговариваясь - в явном или скрытом виде - неравноправием своего положения и положения клиента. 

В равной мере этот принцип действует, когда терапевт добивается от клиента осознанности им своих действий, чувств и желаний, ясности в постановке целей и пр. Нет смысла задавать клиенту Вопрос о том, что он чувствует в тот или иной момент сессии, если сам терапевт не способен ответить на этот вопрос как самому себе, так и при необходимости - клиенту. Речь не идет о том, что терапевт должен столько же говорить о себе, сколько и клиент - но он должен быть готов в любой момент сделать это, если того потребуют интересы кого процесса. 

Все сказанное выше является собственным взглядом авторов «Метафорической психотерапии» на вопрос этики в психотерапии, и мы принимаем такую трактовку принципов. Однако, это выбор каждого из нас – принимать принципы ЕАР, какой-либо другой профессиональной организации, принципы, представленные в данной статье, сформированные другими авторами или выработать для себя собственные.

Список литературы
  1. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Метафорическая психотерапия. Издательство «Психотерапия», 2011. – 399с.
 
 
 

Похожие статьи

Преимущества

Государственная образовательная лицензия
Индивидуальные условия оплаты
Специальный модуль по организации частной практики
Личная терапия в рамках курса
Преподаватели- практикующие специалисты
Начало практики в процессе обучения

Об академии

Академия Краткосрочной Стратегической Психотерапии- первое в России учебное заведение, дающее своим студентам новый 3-х уровневый подход к работе с психикой.

Изучая и практикуя более 30 лет святоотеческий опыт и применяя его в психотерапии, мне удалось выработать комплексную стратегию лечения психики (души), которая приводит к качественным и устойчивым изменениям в жизни в самые короткие сроки.

Теперь мы обучаем своих студентов настоящей практической психотерапии, позволяющей корректировать любую жизненную ситуацию в комплексе, сразу по трем направлениям:

— исцеление телесных симптомов
— современная краткосрочная психотерапия
— коррекция деструктивных родовых сценариев и программ

Наши студенты не только изучают телесный, психический и духовный законы, они овладевают уникальными знаниями и обучаются видению причинно-следственных связей , тем самым получают доступ к корню проблем. Все это и позволяет создавать устойчивые и быстрые результаты в работе с клиентами, подходя индивидуально к истории каждого человека и всей его родовой системы.

В процессе обучения мы используем новейшие разработки в области краткосрочной классической и академической (не врачебной) психотерапии.

Освоить науку о психике, познать ее устройство и пути ее исцеления, помогать людям найти выход из жизненных тупиков, делиться с ними возможностями самоподдержки, то есть- стать настоящим практиком- психотерапевтом, возможно, когда опираешься на святоотеческий тысячелетний практический опыт лечения души.